Irin (irin_v) wrote,
Irin
irin_v

Categories:

Каменный цветок московского метрополитена - «Новослободская»

Мне в детстве и юности станция казалась немного ярковатой, немного безвкусной. А теперь кажется красивой.






Этот цветок столичной подземки к радости пассажиров открылся 30 января 1952 года. Название станции было дано по одноименной улице, Новослободской. Создавали чудо-станцию многие именитые: архитекторы, художники, инженеры-конструкторы советской эпохи. Сама идея сказочно-декоративного образа станции метро Новослободская принадлежала замечательному архитектору Алексею Душкину. У Алексея Николаевича была давняя мечта создать станцию метро с применением такого необычного для метро материала как стекло. Еще до войны он делал множество эскизов к воображаемой станции. Даже съездил в Ригу на завод цветных стекол. Привез оттуда образцы, изучал их, раскладывал. И вот, только в начале 50-х годов 20 века был объявлен конкурс на проект новой станции метро. Алексей Душкин с большим энтузиазмом взялся за воплощение своей мечты в реальность и принял участие в конкурсе. В качестве помощника при разработке проекта Душкин привлек молодого, подающего надежды архитектора Александра Стрелкова. Кстати в дальнейшем Александр Стрелков приложил руку к созданию еще нескольких станций метрополитена, например: «Смоленская», «Ленинский проспект», «Октябрьская».



А.Ф Стрелков оставил любопытные воспоминания о совместной работе с Алексеем Душкиным над станцией «Новослободская». Он писал: «Мне нравилось, что в совместной работе Душкин никогда не направлял мою мысль по конкретному «адресу», не велел делать «как Кваренги» или «как Палладио». Увражей у него не было, истоки его композиционной фантазии лежали не в иллюстративном знании истории искусств, а в глубине души. Помню, когда мы работали над высотным домом, он говорит: «Читал вчера „Жизнь растений“ Тимирязева, так знаешь, Саша, как колокольчик растет? Так, а потом вот так…». И неожиданно заканчивает: «Дом-то наш высокий, а вестибюль — внизу, почувствуй, что тут начало чего-то большого». Так Алексей Николаевич сообщал мне совершенно особый эмоциональный настрой. И при проектировании «Hовослободской» он дал направление моей мысли не прямой подсказкой, а ассоциациями».





Проект А.Душкина и А.Стрелкова победил в конкурсе. После, проект еще два месяца дорабатывался Александром Стрелковым, а Алексей Душкин его корректировал. Первоначально, Душкин предложил сделать вестибюль станции круглым, а Стрелков считал, что он должен быть подчинен улице и потому иметь перпендикулярную ей ось. Градостроительный совет утвердил второй вариант.



Изюминкой станции Новослободская являются 32 витража. На каждом пилоне, как со стороны платформы, так и со стороны центрального зала, имеется по два ярких и красочных витража. И все они эффектно подсвечены изнутри. Каждый причудливый рисунок неповторим. Открывающаяся перед зрителем картина на витражах выглядит настолько фантастично, что легко можно перенестись в своем воображении в волшебную сказку. Здесь вы увидите необычные растения, цветы, фрукты, а также встречаются и реальные обитатели земли: голуби, люди. На шести из 32-х витражах изображены люди таких профессий как энергетик, географ, архитектор, музыкант и художник. Встречаются еще изображения… ну, конечно, пятиконечных красных звезд — как без них, родимых! — и различные геометрические рисунки.









Работой по изготовлению витражей для станции «Новослободская» занимались художники из Латвии: в России не было традиции подобного оформления окон.
Изначально Алексей Душкин предлагал сделать витражи рельефными, из уранового стекла. Нечто подобное он видел как-то раз в одном из лондонских ресторанов, где даже в сумрачную погоду разливался солнечный свет. Однако работники Госплана категорически ответили архитектору отказом, сказав, что «Золото, если надо, дадим, а уран — стратегическое сырье, о нем и не мечтайте!».





На станции «Новослободская» есть еще одна работа Павла Корина, мозаичное панно «Мир во всём мире». На этом панно изображена женщина с младенцем на руках. Некоторые люди находят сходство с женой архитектора Алексея Душкина, Тамарой. Над головой женщины парят два белых голубя, а раньше до 1960-х там красовался медальон с портретом Сталина.




Говорят, что когда создавалось панно, первый кусок смальты укладывал сам Корин, второй – Душкин, и каждый из них положил в грунтовку по монете – «на счастье».




Станция «Новослободская» была последним спроектированным подземным творением Алексея Душкина. Как писала его супруга, Тамара: «Последние десять лет своей трудовой деятельности он был главным архитектором института «Метрогипротранс», постоянно консультировал строительство метро в Киеве, Ленинграде, Тбилиси. Уйдя на пенсию, Душкин полностью переключился на педагогическую работу в Московском архитектурном институте. Но и тогда архитекторы-метростроители часто обращались к нему за советами. Он никому не отказывал».
Советские граждане за сказочный вид этой станции сразу же окрестили её «каменным цветком».
И в наше суматошное время достаточно только замедлить свой безумный ход в московской подземке, в частности остановиться на станции «Новослободская», поднять глаза, полюбоваться на шедевр советской архитектуры. А может быть, оставить все свои дела на время и немного помечтать, устроившись здесь, где-нибудь на удобной лавочке в этом фантастическом мире.

http://world-moscow.ru/articles/2015/kamennyiy-tsvetok-moskovskogo-metropolitena-novoslobodskaya
Tags: Мой город
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →