Irin (irin_v) wrote,
Irin
irin_v

Category:

Дамы, быстро достаем машинки и шьем, начну с Robe à la polonaise, хорошо сочетается с хвойниками

Оригинал взят у uchitelj в Фижмы, корсеты и шелк: мода XVIII века в Брюссельском музее костюма и кружева.



IMG_8476
Robe à la française. Около 1765 г.

Под катом можно посмотреть картинки с выставки и почитать рассказ о моде XVIII века, дополненый "недостающими звенями" из коллекций других музеев.


В эпоху Людовика XIV носили платья очень сложного покроя, с четким геометрическим силуэтом.

Мантуя. Конец XVII века.
33_54ab_F
(c) The Metropolitan Museum of Art

Во многом в качестве реакции на строгость этого стиля в начале эпохи Регентства (1715-1723 гг.) в моду входит платье под названием robe volante (летящее платье), похожее на пеньюар или дезабийе. Раньше подобные костюмы носили только в домашней обстановке, теперь же оно становится городской одеждой. Robe volante носили поверх корсета и нижней юбки.

Robe volante. 1730-е гг.
hb_2010_148
(c) The Metropolitan Museum of Art

В 1735 году в моду входит robe à la française (платье во французском стиле). Эта модель не утратила популярность до 1780 г. Robe à la française представляло собой платье, раскрывавшееся спереди и демонстрировавшего нижнюю юбку и корсаж.

Robe à la française. 1755-1760 гг.
IMG_8404

Нижнюю юбку делали из подходящей платью ткани, а переднюю часть корсажа закрывали элементом под названием «стомак» - треугольной пластиной, украшенной вышивкой, кружевом или лентами.

Robe à la française. 1770-е гг.
IMG_8412

Robe à la française плотно облегало фигуру спереди, а со спины было объемным, благодаря широким складкам, которые создавали сзади что-то вроде накидки.

Robe à la française. 1770-е гг.
IMG_8413

Для robe à la française был характерен квадратный вырез декольте, и рукава, облегающие руки до локтя и имевшие пышные манжеты.

Robe à la française. 3 четверть XVIII века.
IMG_8381

Robe à la française носили поверх фижм овальной формы.

Robe à la française. 1765-1770 гг.
IMG_8409

Robe à la française. Конец XVIII века.
IMG_8472

Форма robe à la française мало менялась в течении сорока лет. Ткани же входили и выходили из моды гораздо быстрее. В конце первой половины XVIII века был популярен шелк с крупными растительными мотивами...

Robe à la française. Середина XVIII века.
IMG_8481

...в середине XVIII века – сложные орнаменты...

Robe à la française. Середина XVIII века.
IMG_8462

... а во второй половине XVIII в. – пастельные тона и полоски, украшенные нежными цветами.

Robe à la française. 1776-1780 гг.
IMG_8401

IMG_8402

В 1754 году в моду вошел новый тип платья, пришедший из Англии - Robe à l'anglaise. Оно отличалось тем, что было приталено сзади.

Robe à l'anglaise. 1760-е гг.
IMG_8387

IMG_8388

В отличие от robe à la française, robe à l'anglaise носилась поверх круглых фижм умеренного размера.

Robe à l'anglaise. 1770-е гг.
IMG_8473

Robe à l'anglaise. 1775-1780 гг.
IMG_8474

Robe à l'anglaise и robe à la française некоторое время сосуществовали.

В 1775 год был отмечен еще одной новинкой - robe à la polonaise (платье в польском стиле). Оно уже носилось не поверх фижм, а поверх турнюра. Robe à la polonaise спереди сидело точно по фигуре и отличалось глубоким вырезом.

Robe à la polonaise. Около 1775 г.
1981_313_2_F
(c) The Metropolitan Museum of Art

Объемную юбку, благодаря специальным шнуркам, можно было приподнять, собрав сзади в красивые складки. Это нововведение позволяло показать туфли и щиколотки (а также было очень практично).

Robe à la polonaise. 1780-е гг.
DT1713
(c) The Metropolitan Museum of Art

Robe à la polonaise. Около 1785 г.
DT11156
(c) The Metropolitan Museum of Art

После 1781 года robe à la française теряет популярность. Robe à l'anglaise начинают носить с турнюром, который со временем уменьшается.

Robe à l'Anglaise. 1785-1790 гг.
1983_399_3_S
(c) The Metropolitan Museum of Art

Мода все больше стремится к упрощению и естественности форм.

Платье. 1790-е гг.
DT1711
(c) The Metropolitan Museum of Art

Эта тенденция дойдет до своей высшей точки во времена Директории (с 1795-1799 гг.) и правления Наполеона, когда женщины, освободившиеся от фижм, турнюров и корсетов наденут легкие струящиеся платья, напоминающие одежды античных статуй.

Бальное платье. 1804-5 гг.
DT7445
(c) The Metropolitan Museum of Art

Однако это не конец истории моды XVIII века. Платья, сшитые в ту эпоху еще долго перешивали под новые фасоны - ткань была очень дорога.

Платье. Середина XIX в. Перешито из ткани XVIII века.
IMG_8581

15. Платье. Середина XIX в. Перешито из ткани XVIII века.
IMG_8582

16. Платье. Середина XIX в. Перешито из ткани XVIII века.
IMG_8584

А в эпоху увлечния историзмом вернулись и знакомые фасоны. Разумеется, переработанные в духе времени.

Вечернее платье. 1876-1878 г.
2006AV6110_jpg_l
© Victoria and Albert Museum, London.

Текст подготовлен на основе материалов Брюссельского музея костюма и кружева.

Другие заметки про историю моды можно посмотреть здесь:
Историзм в моде 2-й половины XIX - начала XX века.
Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.
Мода belle epoque в платьях Чарльза Ворта.



Tags: Искусство
Subscribe

  • Стихи

    А. Белый ВЕЧНЫЙ ЗОВ Пронизала вершины дерев желто-бархатным светом заря. И звучит этот вечный напев: "Объявись - зацелую тебя..."…

  • Стихи

    Ram Veliточит неспешно камень сомнений - капля надежды Исикава Такубоку. (1886-1912)

  • Стихи

    Ram Veli Федор Тютчев На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов. День — сей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Стихи

    А. Белый ВЕЧНЫЙ ЗОВ Пронизала вершины дерев желто-бархатным светом заря. И звучит этот вечный напев: "Объявись - зацелую тебя..."…

  • Стихи

    Ram Veliточит неспешно камень сомнений - капля надежды Исикава Такубоку. (1886-1912)

  • Стихи

    Ram Veli Федор Тютчев На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов. День — сей…