Irin (irin_v) wrote,
Irin
irin_v

Category:

Сегодня потопаем без топов

Вот так всегда, вот так проходит и приходит людская слава(:

Вчера написала хороший пост, не вдохновивший общественность, а  вечером запостила  средней приличности анекдот и  гордо вошла с ним во все мыслимые и немыслимые топы. Восьмое место в топе ЖЖ.


И все-таки снова пост интересный и умный от моей умной, тонкой, моей  замечательной френдессы

homoludens68 в Конь и его Великий князь.


Вот и его тоже Серов писал. Он вообще много разных Романовых переписал, чуть было не заработав категорию "придворного живописца"
Но эта категория не на того напала, прямо скажем.
Живописцем-то Серов был, а вот придворным - нетушки.
Он вообще был поразительно (особенно по нынешним временам) лишен подобострастного замирания перед августейшими особами. Ну, позвали портрет написать - написал. Второй-третий разный - написал. А полезли с советами - отбрил. Действующую императрицу, между прочим. Николай еще потом извинялся... Она, мол, сама художница, как бы понимает...
А когда отказывался окончательно - ответил в таких словах: В ЭТОМ ДОМЕ Я БОЛЬШЕ НЕ РАБОТАЮ.
После того злосчастного 1905 года.
В ЭТОМ. ДОМЕ.

Но, собственно, речь-то совсем о другом. О портрете и этом дурацком князе.

    Портрет великого князя
     Павла Александровича, 1897, ГТГ
























Портрет, как водится, офигительный.
Рассказывать про него - совершенно невозможно))
Традиционно всеми отмечается, что тут скорее портрет коня - что и в самом деле так.  Классный конь, глазом косит, ушами прядет, мокрым носом прямо в лицо нам дышит.
И еще дядечка, который его держит - так феерически замаскирован, что он как бы есть, и как бы его нет.
Потом, конечно, кираса.
В эту кирасу, собственно, упираешься взглядом, когда в натуре - она ровно на уровне глаз*
*Впрочем, может быть, этот портрет если иначе повесить, эффект другой будет?
И отвести от нее глаза - ну невозможно. Требуется сознательное волевое усилие, чтобы побрести по полотну, разыскивая, собственно, физиономию изображенного. Да, в общем-то, зачем? Когда тут конь и кираса...

И вот тут и говорится обычно (с разной степенью укоризны и пафоса) - что совершенно неинтересный, пресный и ничем не выдающийся князь попался, оттого и портрет такой. Никакой.

А меж тем...">

А меж тем...

Великий Князь Павел Александрович - четвертый дядя Николая II.
Примечателен он несколькими обстоятельствами.
Во- первых, он неправильно женился.

То есть в первый раз нормально - на греческой принцессе Александре Георгиевне.
Она умерла в возрасте 20 лет - от тяжелых вторых родов - когда родился великий князь Дмитрий Павлович. И он, и старшая его сестра Мария дальше воспитывались в семье своего дяди, Сергея Александровича, потому что Павел Александрович женился во второй раз.

А вот во второй - просто кактастрофически неправильно.
И к тому же на женщине с невероятно гофмановскими фамилиями. Как его угораздиловообще
Великий князь вступил в морганатический брак с Ольгой Валерьяновной фон Пистолькорс, урожденной Карнович, бывшей женой одного из адъютантов Великого князя Владимира (т.е. своего же подчиненного)

(Впоследствии король Баварии присвоил ей еще более непроизносимый титул Графини Гогенфельзен.
А уж во время войны она получила титул княгини Палей, и стало так.)

То есть она была очень сильно не королевских кровей и довольно значительно не в первый раз замужем.

(И, в принципе, он мог и не жениться. То есть официально. Все всё знали, и мало ли что бывает, в первый раз, что ли... А он все-таки настоял на официальной церемонии. Как честный человек).



Состоялся ужасный скандал в благородном семействе.
В венценосных кругах скандал выглядит вот как:

" Царь (Николай) издал указ применить к своему дяде максимальное предусмотренное законом наказание; это означало пожизненное изгнание, снятие со всех постов и должностей и лишение всех доходов.
Позже Великий князь был прощен при условии, что вернется в Россию без жены. Этому предшествовала длительная, нудная переписка между Санкт-Петербургом и Парижем, где поселился Великий князь.
В конце концов графиня Гогенфельзен получила разрешение пересечь российскую границу..."


Победа-победа!
Однако, какой своенравный дядюшка. Женился на непойми ком, от всех великокняжеских бонусов отказался, жил себе в Париже как просто муж своей жены, да еще и возвращаться без неё в Россию - отказался. Беспредел просто.


Но если бы на этом всё...


"Однако проблема прецедента все еще оставалась нерешенной.
Свои условия от имени жены Великий князь Павел изложил в шести параграфах.
При личном вмешательстве императрицы главные параграфы были вычеркнуты.
Графиня Гогенфельзен получила звание жены генерал-адъютанта, но ей предоставлялось право быть представленной своим новым родственникам, Великим княжнам, не через гофмейстерину, а непосредственно своим мужем. Она также получила право не записываться на прием в книге, а оставлять свою визитную карточку..."


Ну?! Свезло же, да?!
Карточку, и всего делов! Родственники они такие родственники...
Как мы мало знаем про ИХ НРАВЫ, все-таки...

"Весь этот торг вызвал трения между дядей и племянником, а особенно — женой племянника (императрицей). С виду их отношения стали нормальными, но обида и оскорбленное достоинство лишили их сердечности".



Несмотря на проблемы с сердечностью, двор Великого князя Павла, говорят, оказался весьма популярен в петербургском обществе.

Их общий сын Владимир Палей, "замечательный поэт и приятный мужчина"
был одним из ярких и притягательных личностей столицы. (н подтверждал теорию, что одарённые дети рождаются от большой любви", - писала Мария, его сводная сестра)

А вот его старший сын (от первого брака), великий князь Дмитрий Павлович,
(вместе с героем дрегого портрета, ага)
взял да и убил Распутина...
"Дальше тишина...">

* Владимир Палей в 1918 г. был сослан на Урал и расстрелян в Алапаевске
** Павел Александрович был арестован в 1918 году, и в январе 1919 расстрелян "в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии".
*** Ольга Палей жила в собственном дворце в Царском Селе и дважды в неделю (с 1918) водила в нем экскурсии. В 1919 году, пережив казнь мужа и сына, вместе с двумя дочерьми бежала в Финляндию. Умерла в Париже в 1929 году. Написала книгу воспоминаний о жизни в России в 1916-1919 гг.

**** Дмитрий в 1917 эмигрировал из России, взяв фамилию Романов. Умер в Швейцарии в 1942 году.
Цитаты курсивом отсюда:
Цитируется по кн.: Мосолов А.А. "При дворе последнего царя". Воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. М., 2006.
PS: Всякие остальные сведения - Википедия, да)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments