Irin (irin_v) wrote,
Irin
irin_v

Новое - это не забытое в Японии старое


Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии
Владимир Хлынов

В отличие от директивного планирования, при котором план экономического развития страны приобретает силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства, общегосударственное планирование в Японии носит индикативный характер . Разрабатываемые планы формально не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах.

К выводу об эффективности таких программ в условиях рынка японские специалисты пришли еще в 50-х годах, когда было положено начало общегосударственному планированию. Обосновывая необходимость и важность принятия первого общегосударственного плана, известного как Пятилетний план экономического самообеспечения (1956-1960 финансовые годы), его разработчики подчеркивали, что хотя планирование присуще прежде всего социалистической системе хозяйства, оно может достаточно эффективно осуществляться и в условиях рыночной экономики .

Составители плана исходили из того, что основу японского хозяйства составляют частные предприятия. Их не смущали такие серьезные трудности, как общая дезорганизация экономики восстановительного периода, инфляция, дефицит платежного баланса, массовая безработица и т.п. Эти проблемы, по их мнению, могли быть решены именно путем разработки и осуществления общегосударственных среднесрочных и долгосрочных программ.

Результаты планирования

С начала планирования в Японии разработано 12 общегосударственных программ социально-экономического развития страны ( . Поставленные ими цели преследовали решение наиболее важных проблем, стоявших в тот или иной конкретный период. Однако их полное достижение в условиях стихийности рыночной экономики, особенно для такой страны, как Япония, которая в значительной степени зависит от внешнего рынка, вряд ли было возможным. Решение намеченных задач, сопровождаемое серьезными, часто непредсказуемыми трудностями, могло носить лишь частичный характер, особенно в социальной сфере.

Первые два из них совпали с серьезными трудностями в мировой экономике, в частности с годами наиболее острого в послевоенный период экономического кризиса, охватившего ведущие капиталистические страны. Что касается последнего плана, что он пришелся на период глубокой экономической депрессии в самой Японии. Однако даже эти планы, по мнению японских специалистов, в конечном итоге сыграли положительную роль в развитии экономики, так как на их основе с учетом изменившейся внутри- и внешнеэкономической ситуации были оперативно разработаны сменившие их новые программы. Что касается остальных планов, то, пять из них по показателям роста были значительно превзойдены, а четыре практически выполнены.

Сложившейся формой общенационального планирования в Японии, является, таким образом, периодическая разработка общегосударственных планов социально-экономического развития страны

n Управление экономического планирования является важной составной частью кабинета министров и возглавляется генеральным директором в ранге государственного министра. В числе других подразделений в его структуре существует Бюро планирования , главная функция которого заключается в организации разработок долгосрочных экономических планов. Наряду с этим оно координирует действия всех административных подразделений правительства в области осуществления наиболее важных мероприятий, предусмотренных экономическим планом; анализирует и оценивает общий потенциал страны; планирует и координирует основные мероприятия и программы, относящиеся к развитию энергетики; курирует Национальный институт прогнозных исследований.

 Экономический совет

 Совет является совещательным органом при премьер-министре, непосредственно разрабатывающим общегосударственные планы социально-экономического развития страны. Он состоит из не более 30 назначаемых на два года опытных представителей крупного бизнеса, академических кругов, исследовательских и потребительских организаций, общественных корпораций и профсоюзов, т.е. формально носит достаточно демократичный характер. Для разработки каждого отдельного плана в помощь Совету, как правило, создается ряд комитетов, включающих несколько сотен представителей различных слоев общества.

Некоторые ведущие японские экономисты-плановики утверждают, что общегосударственные экономические планы отражают интересы всех слоев населения, так как разрабатываются на основе “общенационального согласия”. Так, по мнению К.Тани, “правительство создало такую систему принятия стратегических решений, которая позволяет представителям самых различных интересов участвовать в формировании экономической политики. Деятельность Экономического совета обеспечивает всем заинтересованным сторонам, включая и различные правительственные учреждения, широкую возможность для координации действий и консультаций в процессе принятия решений. Другими словами, Экономический совет является важным форумом, где представители различных мнений собираются вместе не только для переговоров и дискуссий, но и с целью поиска общих интересов в рамках экономической политики, разработанной его секретариатом”


После многочисленных консультаций, тщательного обдумывания и взвешивания различных точек зрения непосредственным разработчиком окончательного варианта плана все же остается Экономический совет, большинство членов которого составляют представители крупного бизнеса, что не может не сказываться на характере плана и его приоритетах, что, однако, на наш взгляд, не противоречит общенациональным интересам страны.

 Разработка плана начинается с поручения премьер-министра, адресованного формально Управлению экономического планирования, заняться подготовкой новой общегосударственной программы развития экономики. Фактически же это обращение направлено непосредственно к Экономическому совету, который немедленно приступает к работе над составлением плана. Чтобы не сковывать его инициативу и создать условия для творческой деятельности, поручение премьер-министра (как правило, заранее сформулированное Управлением экономического планирования) носит достаточно общий характер и не содержит каких-либо конкретных указаний в отношении того, какими рамками ограничить будущий план. Определены лишь общие цели, которые желательно достичь в результате его осуществления. В различных программах они варьируются в зависимости от конкретных условий и задач развития экономики.

Экономический совет, приступая к планированию, исходит прежде всего из этих целей (достижение экономической независимости страны, максимизация роста, удвоение национального дохода и т.п.).

Вместе с тем с начала 60-х годов учитываются и цели, поставленные всеохватывающими долгосрочными государственными программами , известными как комплексные планы национального развития . Они разрабатываются Советом по вопросам национальной территории при правительственном Управлении по делам национальной территории по мере возникновения серьезных изменений во внутренних и внешних условиях развития страны.

По существу общегосударственные планы социально-экономического развития представляют собой конкретизированную экономическую часть всеохватывающих долгосрочных государственных программ.

На разработку такого плана уходит несколько месяцев, после чего Экономический совет представляет его в виде доклада премьер-министру, который, как правило, одобряет план без особых изменений. При необходимости, однако, вносятся определенные поправки и уточнения. По традиции окончательный вариант утверждается кабинетом министров как общегосударственный экономический план, публикуется в печати и доводится до сведения всех правительственных учреждений. Практика показала, что большинство японских компаний (особенно крупных) способствуют осуществлению плана, а многие из них планируют свою деятельность исходя из его наметок и ориентиров.

Особого внимания заслуживает такая специфическая черта японского общегосударственного планирования, как его продуманная и заранее предусмотренная гибкость. Практически ни один из действовавших планов не просуществовал до первоначально намеченных конечных сроков. Однако их досрочная замена очередными новыми программами отнюдь не является результатом провала, а вызвана тем, что основные плановые показатели были превзойдены или почти выполнены за более короткий период. Это вызвало необходимость разработки новых ориентиров, отвечающих изменившимся внутренним и внешним условиям.
                                                                 ***
В целом 40-летний опыт Японии в области общегосударственного экономического планирования в рыночных условиях свидетельствует о том, что оно является особой, весьма гибкой и достаточно эффективной формой государственно-монополистического регулирования хозяйства.
Tags: Экономическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments