Мне в детстве повезло,
вокруг меня все что-то изобретали и созидали.
Те, кто изобретал, складывал авторские стопочкой в ящик письменного стола, те кто рисовал, носился на этюды и пристраивал свои произведения за деньги в детские сады, в школы и дома культуры, а лучшие тащил на худсовет, дергаясь, переживая, мотая нервы родне, но потом в итоге проходил на выставку и это уже было совершенно безвозмездно, т.е. даром, за почет.
Слово "почет", "почетный" ушло из нашего лексикона, а в моем детстве и юности оно много значило, за эти медали и грамоты они работали, это были вехи их жизни, подтверждение того, что жизнь была не напрасна.
Как правило все подтверждения умещались в одной маленькой папке и в маленькой шкатулке.
Моя мама когда-то работала с дочерью И.К. Матросова (инициалы из Википедии), он был автором тормоза Матросова.
По тем временам и пока он был жив, семья была в толстом слое шоколада с трехкомнатной квартирой в центре, с генеральской дачей по Казанке, ну и с рапределителями для пошива каракулевой шубы по себестоимости и покупке продзаказов по минимальной цене.
Но это все смешно по сравнению с тем, какими богатыми они были бы на Западе.
Зингеры отдыхали бы.
С 1926 года и по сей день на каждом вагоне и на каждом локомотиве стоит этот тормоз.
Будь патент, сосчитать невозможно, сколько бы накапало.
Но патентов в СССР не было, как не было и собственности и сейчас я могу только перечитывать и перелистывать странички авторских свидетельств, хранящихся уже в моей семье.
Конечно не тормоз Матросова изобрели, но кое-что полезное придумать им удалось.
Желательно успеть спалить эти авторские в дачном костре прежде чем благодарные потомки, не разобравшись, выкинут их в мусорный контейнер и они будут летать по двору, как осенние листья.
Я уже когда-то здесь рассказывала сказочную историю, но пост этот не найти и я ее повторю.
У меня была подруга детства, а у ее мамы был двоюродный брат Толя.
Мама у нее была молодая, а Толя еще много моложе, где-то получался по возрасту посерединке между нами.
Закончил он технический вуз и работал на заводе Лихачева, дорос там до зам.начальника цеха.
Семья моей подруги была абсолютно гуманитарная, успешная, папа был молодым членкором и зам. начальника цеха звучало для них несколько анекдотически, они и цеха то никогда не видели.
Иногда в перерыве между переменой блюд, отец моей подруги, высокий, красивый и вальяжный, обнимал невысокого щупленького Толю и нежно поглаживая его поношенный пиджачок говорил с несколько ироничной похвалой - он у нас изобретатель.
И действительно, Толя бесконечно что-то изобретал, получая авторские свидетельста по 25 р. за каждое.
Такса была едина для всех.
Толя уже был женат на женщине с ребенком, с деньгами было непросто и в какой-то момент жена увезла его в Штаты.
Там он не размышлял, чем ему заняться, а сразу устроился отгонять машины на стоянку у супермаркета.
Но просто отгонять он не мог и стал что-то в этих машинах подкручивать и отлаживать.
Безнаказно это пройти не могло и его позвали слесарить в автосервис.
Он и там в полном кайфе сидел в яме и крутил гайки.
Докрутился до того, что стал совладельцем это сервиса.
Жизнь удалась!
Но однажды, однажды к сервису
Что-то там у водителя не заладилось.
Толя открыл капот и удивился, на его вопрос водитель гордо ответил - да, по индивидуальному проекту.
Толя почесал в затылке, попытался сдержаться, но советское прошлое дало себя знать, не удержался и спросил, а какого хрена они тут столько наворотили?
Вот если бы эту жучку припаяли сюда, а эту рачку отпаяли и привинтили сюда, а это расплели и протянули бы сюда, все было бы совершенно замечательно.
Водитель набычился, расплатился и убыл.
А через месяц к крыльцу прискакал гонец и позвал Толю на собеседование в неизвестный мне до Толи город Дирборн.
Потому как безымянный водитель оказался членом и не просто членом, а членом совета директоров компании Форд.
Толя прошел собеседование.
Я давно рассталась со своей подругой, но на хвосте нашего расставания Толя возглавлял одно из отделений компании, имел дом, с вертолетной площадкой, о бассейне и говорить смешно, что-то в теплых странах, что-то в холодных и машину марки форд, о которой он и не мечтал, мотаясь по огромному, гудящему, продуваемому всеми ветрами цеху ЗИЛа.