Говорить об этом можно сколько угодно, но хотелось бы, чтобы в разговорах не путали процесс с результатом.
Суммарным результатом развития советской и российской экономики.
Советский Союз рухнул не потому, что нам хотелось колбасы, а потому, что технологическое отставание нарастало, в т.ч. и с колбасой, ни сельхозмашиностроение, ни пищевое не соответствовало мировым стандартам.
Единственное, что было на уровне,это оборонка и пожалуй строительство и то за счет Минмонтажспецстроя, если кто знает, что это такое.
С наступлением перестройки нам заткнули уши гласностью, как в том анекдоте, каждый мог выйти на площадь и кричать, что Клинтон дурак.
А рты, рты нам заткнули невиданными дотоле колбасами и мы почувствовали себя на Западе, мало представляя себе западную жизнь и западные соцгарантии.
Иллюзия свободы плохо сказалась на объективном восприятии действительности и если старики еще продолжали жить по-старинке и с опаской, то все остальные начали жить с чистого листа и с новыми приоритетами.
Помню в нулевые молодая и очень преуспевающая девица, пренебрежительно глядя на меня, удивляясь моему скудоумию ( и не без основания) сказала, ну Ирина, зачем я буду покупать квартиру, она же может мне надоесть, у меня может измениться семейное положение и не раз (видимо подразумевая разность вкусов вошедших в моду бойфрендов), мало ли что. Сейчас квартиры не покупают, их арендуют.
Примерно через полгода ее контора накрылась и не справившись с московской арендой она убыла на свою историческую родину в город Урюпинск.
А ведь разговор она завела именно к тому, что у нее есть деньги либо на недорогую квартиру, либо на дорогую машину и выбрала она второе.
Бизнес на дешевых машинах не делают, назидательно сказала она мне тогда и была права, но и в машинах посреди Садового кольца как оказалось не живут.
Вспомнила этот эпизод к тому, что примитивная схема, сидевшая в ее женской голове типична для всех голов нашей великой родины.
Одномоментность мышления, его прямолинейность и поразительное легкомыслие.
Еще эпизод.
Консультировала фирмачей примерно в тот же период, они хотели расширяться, но у них были мелкие проблемы, настолько мелкие, что они решили, что не стоит сильно тратиться, припали ко мне.
Посмотрела я их бумажки. малость прикинула на бумажке и говорю, ребята, у вас одни кредиты.
Коэффициент устойчивости при закредитованности (свои средства к заемным) примерно 1,2, а у вас.....
Они тоже посмотрели на меня как на полоумную (типаж видать у меня такой) и говорят, Ирина, но ведь весь мир живет на кредитах.
На что я им ответила - живет, но не при таких кредитных ставках.
Через полгода они объявили о своем банкротстве.
К чему я об этом.
В девяностые, как только накормили народ, надо было срочно кормить промышленность, латать советскую, переоснащать, строить новую.
Это то, что понимали вожди в кризисные для страны годы.
Мы же считали, что все купим.
Рубль тридцать лет падает, импорт дорожает, а импортные комплектующие составляют 90% российской продукции, будь то удобрения, или оборудование, или молочные пакеты или электронная начинка для космоса и авиации.
Все наше преуспеяние результат подарка судьбы - высоких цен на энергоносители и соответственно приличных карманных денег.
Теперь, когда приходит осознание масштаба экономического легкомыслия, экономических провалов, неизбежно нарастание политических несвобод.
Это тоже азы, этому учит вся мировая история.