Двадцать лет перестройки вполне достаточны, чтобы стать историей жизни и у того, кто вырос и состоялся за эти годы и у того, кто за эти годы распростился с молодостью.
За первые двадцать советских лет страна переселила своих граждан в бараки и коммуналки, оснастив народ на сэкономленные на нем деньги индустриальными гигантами, авиацией, танками и мощнейшей шпионской сетью. Доктор Зорге и его коллеги слабо напоминали сегодняшних гламурных девиц, высылаемых нам с завидной периодичностью.
За последние двадцать лет мы так окончательно и не расстались с бараками и коммуналками, но сгноили танки, утопили то, что рождено было плавать и летать.
Зато мы впереди планеты всей по стоимости поместий и всего, что связано не с трудом, а с досугом.
Можно поименно перечислять олигархов и сравнивать размеры их капиталов, но причина столь разных результатов одна и та же -
изменение формирования и перераспределения бюджета.
В первом случае государство присвоило все средства себе и распоряжалось по своему государственному и чисто эгоистичному усмотрению всем, в том числе и зарплатами.
Во втором прошла беспрецедентная в мире приватизация, раздавшая все средства в частные руки и уже эти руки распоряжаются полученным по своему, эгоистическому усмотрению.
Возвращаясь к истории, двадцать лет назад страна, повсеместно сидя на устаревшем оборудовании, уступая всем и вся по уровню производительности труда, тоже держалась на нефти и газе. Но страна была огромная.
Сравнивая Россию с СССР, как правило не говорят о том, что от экономики страны остался по сути обрубок, тело, без рук, без ног.
Ушли Балтийские порты и мы остались с петровским окном в Европу, ушли порты Черноморские, ушла мощная Украина, одна из наиболее эффективных экономик СССР, ушла Белоруссия с развитой промышленностью и тихим , трудолюбивым народом, ушла Средняя Азия, вытянув из-под нас шерсть и хлопок и тем самым уронив нашу легкую промышленность.
Но к 90-м все это еще функционировало, функционировало вместе с СЭВом, огромным экспортом, меньшим по объему импортом и золотом партии для спонсирования коммунистов всего мира.
И все это были живые, гигантские деньги.
Круговорот именно этих денег, переливаясь и трансформируясь, создал состояния всех без исключения олигархов и состояния, по размеру немного до олигархических не дотянувшие.
Этих денег хватило еще и на то, чтобы к нулевым сформировать средний класс, поселить его в загородных домах различной комфортности и посадить в автомобили различной новизны.
В начале девяностых Россия взяла на себя не только долги СССР, но и его капиталы.
Поэтому весело слышать и читать рассказы олигархов про один комп в сыром подвале и сделанное с помощью этого компа сегодняшнее состояние.
Весело слышать, что есть олигархи хорошие и плохие. Я охотно верю, что среди них есть и злодеи и замечательные парни, но схема формирования их состояний не имеет никакого отношения к их душевным качествам.
Девяностые годы были послереволюционные и очень трудные.
Статистика показывает, что из тех, кто занялся в те годы бизнесом с нуля, почти никто не уцелел. И не потому, что был туп, глуп и профнепригоден, а потому что у него не было подушки безопасности из советских денег, чтобы пережить гиперинфляцию, банковские неплатежи, банковские аферы, крушение финансовых пирамид, в которых крутились деньги в т.ч. и юридических лиц, наезды, крыши, отстрел, передел, взяточничество и крушение государственной задумки – ГКО.
В этих условиях можно было сберечь только Ооочень большие деньги, в ооочень твердой валюте и в ооочень надежных сейфах.