"И чувства добрые я лирой пробуждал"
А.С. Пушкин
Возвращаясь к нежно любимому мною Юрию Афанасьеву и к его знаменитой фразе про агрессивно-послушное большинство, сказанной им на первом Съезде народных депутатов, фразе, ставшей хрестоматийной.
Мне не казалось тогда, что это был экспромт, он озвучил, то, что знал раньше – большинство оно всегда послушное, а если большинство прижать, то агрессивное.
Это знает любой социолог, когда я получала какой-то очередной диплом неуставного вида, нам об этом подробно говорил Бестужев-Лада.
Мотором в России всегда была интеллигенция.
Не знаю, как в дореволюционной России, но в позднем СССР и по сей день интеллигенция отличается кастовостью.
У каждой касты свой замкнутый круг с чуть приоткрываемой дверью для новичков, если они того заслуживают или их приводят свои.
У каждой касты свой иносказательный язык,
свои бытовые привычки и свой дресс код. У художников был и есть свой круг, у писателей – свой, у музыкантов – свой, у естественников – свой, у технарей - свой.
Когда я смотрю на фотографии и читаю про хорошие лица на московском майдане, я соглашаюсь. Хорошие лица, светлые.
Но это не о чем не говорит. Примерно так же никого не удивляют хорошие лица на органном концерте. Представители узкого слоя, возможно лучшие представители, абсолютно оторванные от большинства, которое послушное и пока не агрессивное.
К счастью не агрессивное, это моя точка зрения, я сама отношусь к большинству, сама косная, законопослушная, на креативность совершенно не хватает ни времени, ни сил.
Пока не хватает, пока большинству удается сохранить социальное статус-кво, пока цены на нефть не пробили дно.
И так по всей стране.
Пока не поддерживают митингующих и гуляющих, но если прижмет, то поддержат, начертав на знаменах понятные большинству лозунги и не имея понятных программ, которых, надо сказать не имеет никто, в т.ч. и главные пиарщики, большинство которых отбивает право на дележ пирога по своим хозяйским правилам.
И вопрос идет не о красоте молодых лиц у памятников разноплеменных писателей, она никем не оспаривается.
Речь идет о том, чтобы послушное и пока к счастью не агрессивное большинство, недавно опустившее свои бюллетени в урны для голосования, сумело услышать и принять прекрасные слова о свободе, равенстве и братстве, а не возродить в своей памяти "грабь награбленное".
Ниже абзац из интервью академика Вячеслава Иванова:
"Ленин совершил революцию в Петербурге и сам понимал, что это страшно рискованно. Но большевикам довольно быстро удалось Москву подчинить. А тогда Петербурга и Москвы было для России достаточно. Но в нашем случае, боюсь, что Петербурга и Москвы уже мало. Из-за экономики, из-за того, что все-таки большая страна уже с Уралом, который требует внимания к себе, с Владивостоком и так далее. Какие-то большие центры надо охватить. Иначе возникнет опасность распада страны на куски. Ну то, что и было в начале гражданской войны (1918–1921 годов), но тогда было не страшно, что Омск был у Колчака, потому что от Омска мало что зависело. А сейчас, если вдруг, ну теоретически, Урал отпадает от Москвы и Петербурга, очень трудно удержаться той власти, которая возможна. Потому что государство устроено в предположении, что это единая экономика. И так плохо работает экономика. А если распадутся все связи, наступит хаос.Погрузить Россию сейчас в хаос очень легко. Вот поэтому мне кажется опасным слишком мобилизовывать толпу."