Это сейчас ясно, а тогда у окружающих были иллюзии и они пытались отшлифовать.
Шлифовка шла болезненно.
В восемнадцать лет я ушла из дома и с тех пор живу отдельно, строя свою жизнь по своим чертежам.
Много лет строю, но в голове все равно сидит вбитая русской литературой и русской ментальностью идея большой дружной семьи, в которой все за всех в ответе.
Уже нет родителей, за которых я была бы в ответе. но ощущение, что я все еще должна соответствовать их критериям, не исчезло с их уходом, возможно даже усилилось, очистилось от сиюминутного.
Поэтому я до сих пор не могу произнести приводимые ниже фразы психолога, такие верные, так хорошо сформулированные и такие чужие для меня.
"Допустим мама недовольна своей взрослой дочерью и критикует ее.
Эмоционально зависимый «ребенок» будет испытывать стыд, вину или огрызаться в ответ, даже если прекрасно знает, что прав.
Эмоционально независимая дочь не будет чувствовать ни вину, ни возмущение. Она будет лишь сожалеть о том, что мама испытывает неприятные для нее самой эмоции. И все.
При этом ее (дочери) собственный эмоциональный мир затронут не будет. Мамино недовольство не станет трагедией, не подтолкнет к каким-то действиям и не снизит самооценку.
Отделиться от родителей, ограничить их влияние и вмешательство в свою жизнь – не значит разрушать связи. Это значит «перезагрузить» свои отношения, наладить контакт «взрослый-взрослый» на основе взаимоуважения.
Признать, наконец, за собой право не соответствовать родительским ожиданиям, не отвечать за ситуацию в родительской семье, не отдавать им «долги», не ощущать себя виноватым. Но и! Позволить и родителю быть таким, какой он есть (был) – требовательным, критикующим, «неправильным», неидеальным."
Отсюда:
http://chesnova.livejournal.com/89576.html